"Комбинат особого типа" - Дальстрой
Создание Государственного треста по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы
Вклад тружеников Северо-Востока России в победу над фашизмом во многом обусловливался особенностями его социально-экономического развития в 30-е годы и непосредственно перед Великой Отечественной войной. До 30-х годов Колыма и Чукотка были еще слабо освоены, и лишь позднее эта территория приобрела всесоюзное значение.
В первую очередь сказанное относится к Колыме, которая располагала только что выявленными богатейшими запасами золота. Золото для СССР в то время играло важную роль в международных расчетах. Продажа его была непременной статьей растущего платежного баланса. Рост объема внешней торговли, необходимость дальнейшего укрепления советской валюты, интересы достижения полной экономической независимости и упрочения обороны страны требовали дальнейшего развития золотодобывающей промышленности.
Если говорить о Чукотке, то она к 30-м годам уже давала определенное количество угля и рыбы. Однако это ни в коей мере не исчерпывало ее возможностей. Необходимо было увеличить объемы выпускаемой продукции, а также продолжить работы по геологическому изучению ее недр. Все это открывало широкое поле деятельности и в области поисков олова, которое, как оказалось, имелось в большом количестве на территории Чукотки.
Реализовать неотложное освоение Колымы в полной мере могла только мощная, наделенная чрезвычайными полномочиями организация. В данной ситуации ею стал Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы — «Дальстрой», созданный постановлением Совета Труда и Обороны СССР (СТО) от 13 ноября 1931 года. Его система управления сводилась к «единоначалию», а точнее — к военизированным, командно-приказным, чисто административным формам руководства.
В то же время Дальстрой с самого начала опирался на подневольную рабочую силу — заключенных, осужденных как по бытовым, так и по «политическим» статьям Уголовного Кодекса (УК) РСФСР и других союзных республик, для чего был организован Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг) с центром в строящемся Магадане.
Одновременно с этим освоение Чукотки велось силами созданной еще в 1927 году специальной организации — Акционерного Камчатского общества (АКО). Однако АКО не смогло справиться с возложенными на него задачами. Особенно это стало очевидно после образования Чукотского национального округа и вхождения его в состав Камчатской области. Поэтому было принято решение: все промышленные предприятия и культурные учреждения Чукотки, расположенные севернее 62°, в 1935 году должны перейти в ведение Главного управления Северного морского пути (ГУСМП).
Бухта Нагаева. 30-е годы/ Фото: kolymastory.ru
В течение нескольких лет ГУСМП так удалось построить работу, что Чукотский национальный округ уже имел свой рыбоконсервный завод производительностью до 27 тысяч ящиков консервов в год, постоянные рыбные промыслы с тремя хорошо оснащенными базами, обеспечивающими вылов в путину до 35 тысяч центнеров рыбы, Пловерскую морзверобойную станцию, Анадырские угольные копи, дававшие до 5 тысяч тонн угля.
Еще больших успехов достиг Дальстрой, реорганизованный 4 марта 1938 года в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС) и переданный из ведения СТО СССР в ведение НКВД СССР.
цифры и факты
Летом — осенью 1938 года в его горнодобывающей промышленности работало 58 436 человек, из них — 48 251 заключенный. В общей сложности ими было добыто почти 62 тонны химически чистого золота. Для сравнения заметим, что Россия в 1913 году занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое в мире, а по запасам в открытых месторождениях не имела ни одного конкурента за исключением Южно-Африканского Союза: она добыла 60,7 тонны золота. В 1938 году рекорд дореволюционной России побила лагерная Колыма, используя в основном подневольный принудительный труд заключенных.
Фото: zhurnal.siwatcher.ru
С конца 1938 года Колыма поменяла свою административно-территориальную принадлежность. Изменения были связаны с разделением Дальневосточного края. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделен на два самостоятельных: Приморский и Хабаровский. Территория Дальстроя вошла в состав Хабаровского края. То же самое произошло и с Камчатской областью.
В состав Хабаровского края вошел и Чукотский национальный округ, границы которого впервые определили работники Землеустроительной экспедиции Наркомата земледелия РСФСР. Из сохранившихся материалов этой экспедиции известно, что территория Чукотского национального округа в 1938 году составляла 735 тысяч квадратных километров, а население — 18 390 человек, из них 6 651 еще вели кочевой образ жизни. Подавляющее большинство населения составляли представители коренных народностей Севера (12 102 — чукчи и 1 280 — эскимосы). Приезжих на Чукотке насчитывалось всего 3 020 человек (около 18%), а Анадырь был единственным в то время рабочим поселком с населением более трех тысяч человек.
С 1 января 1939 года все геологоразведочные работы на Чукотке были переданы в ведение Дальстроя. Это было сделано для того, чтобы в кратчайшие сроки освоить уже выявленные месторождения олова. Дальстрой имел опыт и высококвалифицированные кадры специалистов-оловянников, часть из которых работала на таких первенцах оловодобывающей Колымы, как рудники «Бутугы- чаг» и «Кинжал». Оба этих рудника вступили в строй с 1937 года.
С передачей Дальстрою геологоразведочных работ на Чукотке подготовка месторождений к эксплуатации пошла быстрыми темпами. В августе 1939 года было создано Чаунское районное геологоразведочное управление, которое возглавил опытный геолог И. Н. Зубрев. Во многих случаях ему приходилось начинать с нуля, на пустом месте, но это только укрепляло веру в победный результат. Несомненно, с такими мыслями и надеждами на лучшее трудились в 1939 году и многие другие дальстроевцы.
Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза. Здание больницы/ / Фото: kolymastory.ru
По ходатайству Хабаровского крайкома ВКП (б) и крайисполкома Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года в составе Хабаровского края был создан Колымский округ «с преобразованием населенного пункта Магадан в городок». Население его тогда составляло 27 тысяч человек (по другим данным - 30,7 тысячи).
Газета «Советская Колыма» писала: «Сегодня мы публикуем Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Колымского округа в Хабаровском крае». На карте великого Советского Союза на далекой его окраине появился новый социалистический город Магадан. Огромным подъемом трудового энтузиазма, новыми блестящими успехами на фронтах хозяйственного и культурного строительства встретят трудящиеся Колымы этот важнейший документ».
Написанная в духе того времени с пафосом и преувеличением статья ничего не говорила об истинных строителях Магадана, о тех, кто оказался здесь во времена сталинского режима не по своей воле.
Колымский округ просуществовал недолго. 13 августа 1939 года на имя руководства Дальстроя и партийной организации поступила телеграмма И. В. Сталина. В ней он писал, что предложение об освобождении Дальстроя от ряда важнейших гражданских и политических функций и превращении его в обычный горнопромышленный главк он считает схематичным и нежизненным и что Дальстрой — «комбинат особого типа», работающий в специфических условиях, и эта специфика требует особых условий работы, особой дисциплины, особого режима. В связи с этим, новым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 августа 1939 год Колымский округ был ликвидирован. Мечты тех, кто надеялся на ограничение власти Дальстроя, на то, что он передаст часть своих функций местным партийным и советским органам власти, оказались несбыточными. Наоборот, организация, метко названная И. В. Сталиным «комбинатом особого типа», еще более укрепилась, усилила влияние, расширила поле деятельности. Что же она представляла собой накануне Великой Отечественной войны! Как поддерживала «особую дисциплину» и «особый режим».
В одном из официальных документов, составленных после образования недолго просуществовавшего Колымского округа, особо подчеркивалось, что «Дальстрой наряду с добычей металла занимается всеми отраслями хозяйства округа, не имеющего прямого, а подчас и косвенного отношения к горнопромышленному производству: строительство и эксплуатация коммунального и культурного фонда, народное образование, здравоохранение, почта, телеграф, лесоохрана, пушные заготовки, рыбное хозяйство, сельское хозяйство, торговля и снабжение коренного и приезжего населения». В этом, по мнению И. В. Сталина, и выражалась его «специфика», а по сути дела — неограниченная власть, диктатура на подвластной ему территории.
Территория, кстати, продолжала увеличиваться. «В 1939 году, — отмечает еще один официальный документ, — Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы Чукотки, а в 1940 году — бассейн реки Анадырь. 29 марта 1941 года состоялось решение Совета Народных Комиссаров СССР о включении в сферу деятельности Дальстроя районов побережья Охотского моря, от Пенжинской губы до Охотска, а также всего бассейна реки Яны (Якутская АССР). Таким образом, в 1941 году территория Дальстроя увеличилась до 2,3 миллиона квадратных километров...»
Г. С. Жженов фас и профиль. Фото из личного дела в архиве ГУЛАГа/ Фото: culture.ru
По мере расширения своих владений Дальстрой продолжал получать новое, все более увеличивавшееся пополнение рабочей силы по-прежнему за счет заключенных, в том числе и необоснованно репрессированных. В 1938—1939 годах на Колыме среди репрессированных оказались генерал А. В. Горбатов, конструктор С. П. Королев, профессора А. К. Болдырев, К. Г. Шульмейстер, артист МХАТа Ю. Э. Розенштраух (Кольцов), балерина Большого театра Н. А. Гамильтон, пианист А. Е. Шварцбург, киноартист Г. С. Жженов, поэт Б. А. Ручьев, художники И. Я. Шерман и Л. В. Вегенер, агроном К. Г. Гутыдзе, болгарские политэмигранты — ученый Д. И. Гачев, врач-хирург К. Д. Стоянов, геолог И. С. Йовчев, немецкая коммунистка педагог Г. Ф. Рихтер и многие, многие другие.
Часть из них прошла испытание так называемыми «общими» работами горнодобывающей промышленности, где был 10—16-часовой рабочий день, тяжелый физический труд, примитивная техника. Так, все бригады заключенных, добывавшие золото в 1939—1940 годах, состояли из 100—200 человек. Одна часть бригады кайлами и лопатами добывала золотоносные пески на полигоне прииска, а другая отвозила этот песок (грунт) на тачках к стоящим в стороне промывочным приборам. Там же еще одна часть заключенных обеспечивала постоянную работу этих приборов и, не дай Бог, если на каком-то из них случится авария! Вывод механизма из строя могли посчитать «саботажем» или «вредительством», что грозило передачей работающих на них в руки сотрудников НКВД, а затем и дополнительным сроком.
В течение 1939 года на Колыму завезли 70 492 человека, из них вольнонаемными «за счет вербовки» всего 3 654, остальные были в основном заключенные. К концу 1939 года в лагерях Севвостлага находилось 163 175 человек, а общее количество работающих во всех подразделениях Дальстроя, включая вольнонаемных, составляло 189 826 человек, что и сыграло роль в выполнении плана золотодобычи на Колыме. К тому времени очень трудная складывалась обстановка не только из-за стихийных бедствий, но и из-за недостатка рабочих рук (сказались репрессии и расстрелы предыдущего года).
цифры и факты
Прибытие новой рабочей силы (теперь общее количество работающих на приисках заключенных и вольнонаемных составило 80 тысяч человек) позволило выправить положение и сделать рывок вперед. При подведении итогов оказалось, что в 1939 году горнопромышленные предприятия Дальстроя добыли 66 тонн химически чистого золота, то есть больше, чем в 1938-м.
Промывочный прибор 1942-1944 гг/ Фото: открытые источники
В следующем промывочном сезоне на эти предприятия обрушились новые испытания. «Условия работы 1940 года, — отмечало дальстроевское руководство, — не были благоприятными. Наводнение, имевшее место в конце августа, в разгар промывочного сезона, приостановило на 10 дней работу крупнейших приисков. Потребовалось огромное напряжение для того, чтобы ликвидировать прорыв, вызванный наводнением...»
Под «огромным напряжением» здесь необходимо понимать привлечение новых масс заключенных. К концу 1940 года в лагерях Севвостлага их находилось уже 176 685 человек. Общее количество работающих в Дальстрое тогда составляло 216 685 человек, в горнодобывающей промышленности работало (и заключенных, и вольнонаемных) более 108 тысяч человек. И результат не преминул сказаться: горнодобывающие предприятия Дальстроя в 1940 году дали «80 тонн химически чистого золота, из которых от промывки песков было добыто 64 283 килограмма и лотками 14 305 килограммов». Это явилось наивысшим достижением Дальстроя, и позднее таких результатов не удавалось достигнуть даже с применением «особой дисциплины» и «особого режима».
Первоначально лагерная система охватывала только Магадан и прибрежные пункты Охотского побережья, а затем распространилась вдоль строящейся Колымской трассы и перекинулась на всю золотодобывающую Колыму. С открытием каждого нового прииска, нового совхоза или автобазы появлялась и новая точка на «географической карте» Севвостлага. Когда же золотодобывающие прииски были реорганизованы в горнопромышленные управления, Севвостлаг реорганизовали в Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей (УСВИТЛ), состоящее из управлений: Западного лагеря (Заплаг), Северного лагеря (Севлаг), Юго-Западного лагеря (Юзлаг), Южного лагеря (Южлаг), Тенькинского лагеря (Теньлаг), Транспортного лагеря (Транслаг), дорожного строительства (Дорлаг).
Во вновь организованном управлении Севвостлагерей стали действовать нормы «лагерного котлового довольствия для заключенных» и нормы «штрафного пайка для заключенных». Насколько позволяют судить документы, они зависели от выполнения производственных норм и делились на несколько категорий. Так, устанавливались следующие категории питания: особая (для работающих стахановскими методами) — при выполнении норм выработки на 130 процентов и выше: 1-я категория — для выполняющих нормы от 100 до 129 процентов, 2-я категория — для выполняющих нормы от 71 до 99 процентов, 3-я категория — для выполняющих нормы до 70 процентов.
Экскаватор на погрузке песков в вагонетки. Чай-Урьинское горнопромышленное управление 1942-44 гг/ Фото: открытые источники
В соответствии с этим на основном производстве (горнодобывающие работы) устанавливались нормы «лагерного котлового довольствия» для заключенного на день. В рацион входили 15 наименований: хлеб ржаной, мука пшеничная, крупа разная, мясо консервированное, рыба, растительное масло, жиры животные, макароны, сахар, «чай суррогат», картофель (овощи), томат-пюре, перец стручковый, лавровый лист и соль. При этом ежедневная норма хлеба составляла: для 3-й категории - 600 граммов, для 2-й — 800, для 1-й — 1 200, для стахановцев — 1 400 граммов; 3-я и 2-я категории были лишены такого продукта, как макароны, в то время как 1-я категория должна была их ежедневно получать по 10 граммов, а особая — по 17. «Жиры животные» (5 граммов в день) выдавались только стахановцам.
Основываясь на указаниях И. В. Сталина и директивах НКВД, эксплуатируя огромную массу заключенных, действуя методами администрирования и репрессий по отношению к вольнонаемным и коренному населению Северо-Востока, Дальстрой «осваивал» огромную территорию, вел так называемое «социалистическое строительство» на Колыме и Чукотке, то есть по тогдашним меркам тоталитарного режима шел в ногу со временем. И в этом смысле к началу Великой Отечественной войны Дальстроем сделано немало.
Действительно, выполняя с момента создания такую важнейшую государственную задачу, как «разработка недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края», Дальстрой с 1932 по 1937 год добыл 106,1 тонны химически чистого золота, а с 1938 по 1940 год еще 208,3, то есть в общей сложности дал стране за этот период 314,5 тонны драгоценного металла. При этом он имел к 1938 году 17 золотодобывающих приисков, в 1938-м — 29, в 1939-м — 37 и в 1940-м — 38. Количество занятых на этих работах постоянно увеличивалось. Так, с 1932 по 1940 год оно выросло (имеются в виду заключенные и вольнонаемные) с 1 014 до 108 398 человек.
Рудник Бутугычаг. Тенькинское горнопромышленное управление/ Фото: открытые источники
С 1937 года Дальстрой стал добывать второй металл — олово. Первоначально его давали только два рудника — «Бутугычаг» и «Кинжал». В 1939 году количество оловодобывающих рудников Дальстроя возросло до четырех, в 1940-м — до пяти. Одновременно с этим увеличивалась оловодобыча, точнее — добыча олова в концентратах. В 1937 году она составила 40,7 тонны, в 1938-м — 202, в 1939-м — 507, в 1940 году — 1 917 тонн. Вслед за этим свой вклад в оловодобычу Дальстроя предстояло внести Чукотке, где вот-вот должны были вступить в строй рудник «Валькумей» и прииск «Пыркакай», а также Омсукчан на Колыме с уже разведанными запасами «второго металла». В таком положении оборонная промышленность страны получала еще более существенную поддержку. Вместе с тем уже и за предшествующий период добыча полезных ископаемых в Дальстрое нанесла непоправимый урон природной среде Северо-Востока.
Кроме того, Дальстрой занимался разведкой и эксплуатацией угольных месторождений, развивал свою энергетику, авиацию, водный, речной и автомобильный транспорт, местную промышленность, руководил строительством Магадана, Колымской трассы, Нагаевского морского порта, нескольких аэродромов, автобаз, создавал совхозы и подсобные хозяйства, промхозы и рыббазы, ремонтные мастерские и заводы, открывал больницы, школы, клубы.
Так, в 1939 году Дальстрой на своих первых небольших временных шахтах получил чуть более 28 тысяч тонн угля, но затем положение резко изменилось. В 1940 году уже только одно Аркагалинское месторождение дало почти 60 тысяч тонн угля, а Хасынское свыше 65 тысяч тонн. Развитие угледобычи продолжалось.
Шло и развитие энергетики. К началу 40-х годов на Колыме было построено несколько электростанций. Среди них наиболее крупная - Магаданская дизельная электростанция мощностью около трех тысяч киловатт. Вслед за ней шли Тасканские локомобильные электростанции (№1 и №2) мощностью 2,5 тысячи киловатт, а также Спорнинская дизельная электростанция мощностью 1 780 киловатт.
Магадан. Морской торговый порт. Фото сделано от поселка Березовая роща. Слева виден ещё один поселок – Берёзовый мыс, в настоящее время не существует/ Фото: kolymastory.ru
Построенный Дальстроем на берегу бухты Нагаева морской торговый порт — «ворота Колымы» постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 июня 1936 года был причислен к перворазрядным портам Охотского моря. Он принимал все приходившие сюда грузы, технику, продовольствие, пассажиров. Помимо этого, Дальстрой имел свой морской и речной флот. В состав его морского флота входили крупнейшие суда Тихоокеанского бассейна: пароходы «Джурма», «Кулу» (до 1938 года), «Дальстрой», «Феликс Дзержинский», «Индигирка» (затонул в декабре 1939 года) и теплоход «Советская Латвия», впервые прибывший в бухту Нагаева 2 июня 1941 года. Не одну сотню тысяч заключенных привезли они в Магадан из Владивостока, Находки и Ванино.
Речной флот Дальстроя базировался на реке Колыме, где было организовано специальное управление, переименованное в пароходство. В его состав входили такие пароходы, как «Ленин», «Север», «Эвен», «Леонгард», «Магадан» (с 1938 года) и другие. Речной флот Дальстроя постоянно пополнялся пароходами, которые строили на Качугской верфи (на реке Лене). К открытию навигации 1941 года в его состав входило более 100 пароходов и барж.
Транспортировка газогенераторной техники на автомашине "Яг-4". Колымская трасса, 1942-43 гг/ Фото: открытые источники
Колымская трасса к тому времени была доведена до поселка Сусуман (свыше 600 километров). Ее без преувеличения можно назвать трассой мужества, ибо она стоила жизни не одной тысяче заключенных, работавших в суровых климатических условиях с использованием в основном кайла, тачки, лопаты.
С вводом каждого нового участка Колымской трассы расширялась география действия автомобильного транспорта Дальстроя. Начавшийся с 10 автомашин АМО-Ф-15, он к концу 30-х годов увеличил свой автопарк до нескольких тысяч грузовых машин. Причем, если, например, в 1939 году пробег автомашин между капитальными ремонтами в среднем по стране составлял лишь 18—20 тысяч километров, то у водителей Дальстроя — 58,5 тысячи километров, а у лучших из них — до 100 тысяч.
В связи в неосвоенностью территории Колымы и Чукотки, большими расстояниями между населенными пунктами, несомненно, значительная роль отводилась развитию авиации. Для этой цели был создан специальный авиаотряд Дальстроя в составе самолетов Р-5, У-2, Ш-2 и других, которые базировались в бухте Нагаева. Летчики, летавшие на них, осуществляли ледовую разведку, перевозили грузы, пассажиров, доставляли продовольствие, медикаменты, почту, участвовали в работе геологических партий, занимались аэросъемкой, вывозили золото с колымских приисков в Магадан, завозили семена в совхозы и колхозы.
Большинство из последних как раз были созданы в 30-е годы. А к 1941 году сельское хозяйство Дальстроя объединяло пять совхозов, расположенных в Приморье (они поставляли в основном овощи и картофель) и 11 совхозов на Колыме. Все колымские совхозы были комплексными животноводческо-овощными хозяйствами за исключением узкоспециализированного свиносовхоза №1 (район 23-го километра Колымской трассы) и Ольского птицесовхоза. Вместе с совхозами Приморья они также выращивали однолетние травы и зерновые.
Для научной организации сельского хозяйства на Колыме Дальстроем 11 июня 1936 года в устье реки Таскан (затем в Эльгене) была организована Колымская опытная станция (КОС), которую возглавил «дальневосточный Мичурин» (вывел несколько сортов овощей), бывший репрессированный агроном А. А. Тамарин (позднее он опять был репрессирован и расстрелян). О широте и разнообразии проводимых станцией работ свидетельствуют даже первоначально проведенные ею исследования. Так, в 1937 году КОС испытала 146 образцов ячменя, 102 — овса, 145 — пшеницы, а в 1938 году в испытании находилось 210 образцов ячменя, 201 — овса, 101 — пшеницы.
Что же касается коллективизации сельского и промыслового хозяйства, проводимой Дальстроем, то в «Докладной записке сельхозотделу ЦК ВКП (б) о состоянии советского и колхозного строительства в национальных районах» его руководство сообщало: «В трех национальных районах имеется 24 колхоза, которые объединяют 1 216 хозяйств, что составляет 95,4% к общему количеству коренного населения. По состоянию на 1 декабря 1940 года, из 24 колхозов переведено на устав сельхозартели семь колхозов, на устав рыбацкой артели — тринадцать и осталось на уставе простейшего производственного товарищества — четыре». Колхозы Колымы занимались оленеводством, рыболовством, охотой, молочным животноводством, растениеводством. Продолжался и перевод кочевого населения на оседлый образ жизни. Для этого строились так называемые национальные центры — небольшие поселки с деревянными домами, имевшие школу, клуб, медицинский пункт, больницу и так далее.
Магадан, первая школа, начало 1930-х гг/ Фото: открытые источники
Среди школ сразу же стали преобладать школы-интернаты. Так, в 1935/36 учебном году в 26 школах Колымы обучалось 1 147 учащихся, в том числе в национальных школах свыше 550. Более 400 детей эвенов, коряков, юкагиров и других коренных жителей воспитывались в интернатах. В 1936/37 учебном году из 30 школ Колымы уже при 22 были интернаты и в них жили 785 школьников. Все они находились на полном государственном содержании. К 1941 году количество школьников в интернатах увеличилось. Увеличилось и количество педагогов, работавших в них.
Магадан. Знаменитая первая школа напротив драмтеатра/ Фото: открытые источники
Открывались новые избы-читальни, библиотеки, ликбезпункты, школы для взрослых, спортивные площадки. С 1939 года начал ежемесячно издаваться журнал «Колыма», выходивший ранее нерегулярно. Спустя год было организовано книжное издательство «Советская Колыма». До этого в Магадане открылся Охотско-Колымский краеведческий музей, педагогический техникум, драматический театр, кинотеатр, парк культуры и отдыха.
Происходили изменения и в здравоохранении. Если в 1933 году в национальных районах Колымы было четыре больницы на 50 коек, то в 1936 году — семь на 70 коек. К началу 1941 года в этих районах имелись фельдшерские пункты и больницы, во многих горнопромышленных управлениях Дальстроя были организованы санитарные отделы и части. В несколько раз возросло число фельдшеров и врачей.
Количественные показатели по Колыме удивляли, но не нужно забывать, что количество не всегда соответствовало качеству. Это же следует сказать по отношению к развитию Чукотки, освоением которой занимались тогда, как уже говорилось выше, Дальстрой и Главсевморпуть. Что же там было сделано к середине 1941 года?
Размах геологоразведочных и горноподготовительных работ, проведенных Дальстроем, позволил создать на базе существующих разведрайонов первые оловодобывающие предприятия. В связи с этим Пыркакайский разведрайон был преобразован в прииск «Пыркакай», а немного спустя был издан приказ об организации рудника «Валькумей». При каждом из этих предприятий организовали лагерные пункты.
цифры и факты
Как и на Колыме, на Чукотке в то время продолжалась коллективизация. В 1940 году там было уже 70 товариществ, объединяющих 1 390 хозяйств. К середине 1941 года считалось, что в колхозах Чукотки объединено не менее 70% всех хозяйств коренного населения. Однако соотношение основных средств производства все-таки было не в их пользу. Так, в оленеводческих колхозах и совхозах насчитывалось всего 52 тысячи оленей, у колхозников — 85,6 тысячи, в то время как в частном секторе — 298 тысяч голов. При этом на Чукотке появился свой первый колхоз-миллионер — Анадырский рыболовецкий колхоз. Его доходы в 1940 году составили 14 тысяч рублей.
Чукотка, Мыс Шмидта, разгрузка пароходов - 1940 г/ Фото: foto.chukotken.ru
Подобное было характерно для происходившей тогда же на Чукотке культурной революции. Курс, взятый на всеобщее обязательное обучение детей школьного возраста, не был реализован: из 2 220 детей обучалось только 1 581. В 1939/40 учебном году в Чукотском национальном округе работала одна средняя школа (167 человек], три неполные средние школы (521 человек), 58 начальных школ, где обучались 203 человека. Во всех школах работало 156 учителей. Естественно, всего этого было недостаточно.
Неудовлетворительным было и состояние здравоохранения. Так, в 1940 году в Чукотском национальном округе насчитывалось 12 больниц, коек в них 165, врачей — 17. Кроме этого, работало 17 фельдшерских пунктов с медицинским персоналом в 40 человек. В докладе Чукотского окружкома ВКП(б) отмечалось: «60% всего населения все еще остаются лишенными медпомощи, в больницах нет врачей-специалистов, нет специальных врачебных кабинетов, имеющихся медицинских кадров в округе крайне недостаточно...» Вот вам и количественный рост, вот вам продвижение по сравнению с началом и серединой 30-х годов! Как видим, достижения были не такими значительными, какими их пытались представить.
Работники Дальстроя после вручения правительственных наград в Кремле. Апрель 1935 года/ Фото: книга "Вспомним всех поименно. Ч-2"
К несомненным достижениям в развитии Чукотского национального округа к 1941 году необходимо отнести начало строительства Провиденского морского порта, расширение Анадырского рыбокомбината, открытие Чукотского краеведческого музея и Анадырского педагогического училища, возвращение и успешную работу на своей родной земле выпускников Института народов Севера, успехи мастеров уникальной Уэленской косторезной мастерской, издание газет «Советская Чукотка», «Чаунская правда», «Советский Уэлен» и многое другое. Самая отдаленная окраина страны вовлекалась в «союзный круговорот», приобретала всесоюзное значение. Об этом со всей определенностью свидетельствует тот факт, что, например, уже в 1937 году работы чукотских мастеров были представлены в 11 витринах Третьяковской галереи в Москве. И не просто представлены, а получили самую высокую оценку.
Несмотря на преобладание в Дальстрое подневольного труда, очень многое делалось и сравнительно небольшим отрядом вольнонаемных, среди которых выделялись коммунисты и комсомольцы или просто специалисты своего дела. Это были социально активные граждане, роль которых нельзя недооценивать.
22 марта 1935 года постановлением ЦИК СССР за перевыполнение плана золотодобычи и успехи по освоению новых районов Колымы большая группа работников Дальстроя была впервые награждена орденами и Почетными грамотами ЦИК. Директор Дальстроя Э. П. Берзин, его заместитель 3. А. Алмазов, начальник Горного управления А. Н. Пемов были награждены орденами Ленина, трое дальстроевцев — орденами Красной Звезды, восемь — орденами Красного Знамени, 23 — Почетными грамотами ЦИК. С некоторых специалистов была снята судимость, и они были восстановлены в правах, а пять — досрочно освобождены.
1 февраля 1939 года произошло второе награждение дальстроевских работников. Теперь уже 252 человека получили ордена и медали. 2 января 1941 года состоялось третье и последнее предвоенное награждение в Дальстрое. Орденом Ленина было награждено 10 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 48, орденом «Знак Почета» — 62, медалью «За трудовую доблесть» — 94, медалью «За трудовое отличие» — 200 человек.
В мае 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил учредить на-s грудный знак «Отличнику-дальстроевцу», который должен был вручаться передовикам-стахановцам производства. В январе 1941 года произошло массовое награждение этим знаком. Награждено было 513 человек.
На Чукотке в 30-е годы также проходило награждение лучших из лучших. Вот, например, характеристика одного из награжденных учителей: «Майна окончил Чаплинскую школу и месячные курсы педагогов в селе Уэлен в 1932 году. Эскимос. Пользуется большим авторитетом у населения кочевых стойбищ, к нему приезжают за десятки километров эскимосы и чукчи за советом и помощью. За особые выдающиеся заслуги в учебной и воспитательной работе в 1939 году награжден правительством орденом Трудового Красного Знамени».
Освоение здесь большей части территории Дальстроем имело свою специфику, дало повод называть ее одним из «островов архипелага ГУЛАГа» (к лету 1941 года она составляла 1/10 часть всего Советского Союза). В лагерях Севвостлага в то время содержалось почти 180 тысяч человек, то есть не менее одной седьмой части общего количества заключенных по стране. При таком положении дела в связи с началом Великой Отечественной войны на «комбинат особого типа» возлагались вполне определенные задачи. И он их выполнял в соответствии с «особыми условиями работы», «особой дисциплиной», «особым режимом».
Все изложенное здесь раскрывает процесс социально-экономического развития Северо-Востока России в конце 30-х годов и накануне Великой Отечественной войны, помогает понять, как развивались Колыма и Чукотка в сложное, противоречивое довоенное время.